ПРИОРИТЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В 2020-2021 УЧЕБНОМ ГОДУ

 

ПРИОРИТЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В 2020-2021 УЧЕБНОМ ГОДУ

Суркова Н. А., заведующий отделом воспитания и развития творческой личности ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования»,

Растопчина Т. А., Евтюхова Э. А., методисты отдела воспитания и развития творческой личности ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования»

Воспитательная работа с обучающимися общеобразовательных организаций - неотъемлемая часть образовательного процесса. Для её осуществления на каждом уровне общего образования общеобразовательная организация разрабатывает следующие документы:

                     на уровне начального общего образования - Программу духовно­нравственного воспитания, развития обучающихся, Программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни и План внеурочной деятельности;

                     на уровнях основного общего и среднего общего образования - Программу воспитания и социализации обучающихся и План внеурочной деятельности[I].

Составлению данных документов должен предшествовать ежегодный промежуточный                                       анализ        результативности воспитательной                работы с

обучающимися. Предлагаем примерную структуру такого анализа:

1.   Общая оценка деятельности педагогического коллектива по выполнению

целей и задач по организации воспитательной работы за учебный год.

2.                  Оценка организации воспитательной работы:

-                     уровень воспитанности обучающихся;

-                     готовность обучающихся к профессиональному самоопределению;

-                     качественный анализ системы воспитательной работы по макросферам, конкретным направлениям, соответствие её нормативным правовым документам в сфере воспитательной работы (согласованность содержания, целей и задач, взаимоотношений участников воспитательного процесса, система мониторинга воспитательного процесса);

-                     многообразие, вариативность и гибкость форм воспитательной работы, оценка качества проведения наиболее значимых мероприятий;

-                     эффективность применения инновационных педагогических технологий и методик воспитательной работы;

-                     охват обучающихся культурно-массовыми мероприятиями: акциями, фестивалями, конкурсами, физкультурно-оздоровительными, спортивно­массовыми мероприятиями разного уровня и т. д.;

-                     уровень развития детских и молодёжных общественных объединений;

-                     результативность деятельности ученического самоуправления;

-                     недостатки в организации воспитательной работы, их причины;

-                     общие рекомендации по совершенствованию воспитательной работы в следующем учебном году.

3.                  Анализ состояния работы с семьями обучающихся и общественностью:

-                     качество планирования работы родительского комитета, актуальность тематики его заседаний;

-                     периодичность проведения родительских конференций, собраний, консультаций;

-                     результативность взаимодействия с предприятиями и общественными организациями, ассоциациями, союзами, комитетами, правоохранительными органами и др.;

- работа с семьями обучающихся, находящимися в социально опасном положении; коррекция противоправного поведения обучающихся из таких семей.

4. Обобщённые выводы, предложения по совершенствованию организации воспитательного процесса; рекомендации по устранению выявленных недостатков.

К анализу промежуточных результатов реализации рабочих программ воспитания и социализации обучающихся общеобразовательных организаций рекомендуем привлекать всех субъектов воспитательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся). Целесообразно ознакомить их с опытом других образовательных организаций, детских объединений - показать видеосюжеты, разместить соответствующую информацию на веб-ресурсах общеобразовательной организации, сделать тематический выпуск школьной малотиражной газеты, совершить заочные экскурсии в образовательные организации разных городов и районов Республики. С данной целью можно воспользоваться видеоматериалами, представленными на сайте Воспитательного калейдоскопа «Познай себя, свой род, своё Отечество!» (http://vkaleidoskop.tilda.ws).

С целью получения обратной связи от обучающихся и родителей рекомендуем составить рейтинг классных и школьных дел за минувший учебный год. Мероприятия, которые большинство их участников в процессе ранжирования ставят на последние места, необходимо исключить или изменить их структуру и содержание. Также можно использовать другие диагностические методики: мини­сочинения, анкеты «Жизнь класса глазами обучающихся», «Воспитательная работа в классе глазами родителей» и др. На основании проведенного таким образом анализа целесообразно выбрать один из видов воспитательных систем с преобладанием различных форм деятельности:

1.    Воспитательная система рационально-образовательной ориентации, которая предполагает функционирование научного сообщества обучающихся, их активное вовлечение в работу предметных творческих объединений, секций, студий, систематическое проведение предметных недель, предметных и метапредметных олимпиад, конкурсов-защит научно-исследовательских работ, тематических научных и творческих парков и т. д. Эффективной формой работы в рамках данной воспитательной системы может стать организация взаимообучения (координацию этого вида деятельности классный руководитель может проводить на основании заполненных обучающимися контрольных листов с перечнями заданий, которые обучающиеся должны научиться выполнить к концу установленного срока).

2.                 Воспитательная система культурно-нравственной ориентации, проектирование которой осуществляется через организацию и проведение творческих форм групповых и массовых мероприятий (фестивалей, выставок, концертов, устных журналов, живых газет, представления проектов, юморин, спектаклей, концертов, экскурсий, ярмарок), выпуск школьной газеты, деятельность театральной студии, клуба организаторов досуга, «переменные» марафоны, а также сетевое партнёрство с учреждениями культуры.

3.                 Воспитательная система индивидуально-личностной ориентации, в основе которой система дел, направленных на формирование мотивации успеха (турниры, конкурсы, испытания); мероприятия по развитию творческих способностей (уроки творчества, актёрского мастерства, праздники, творческие самопрезентации); систематические тренинги саморазвития, мотивации достижений, личностной причинности, гуманистических взаимоотношений; недели достижений и перспектив; мероприятия состязательного характера (смотры, эстафеты полезных дел, турниры, презентации и т. д.).

4.                 Воспитательная система социальной ориентации, главной целью которой является обучение детей и подростков социальным навыкам через привлечение их к школе демократической культуры, детским творческим объединениям, ученическому самоуправлению, деловому театру, дискуссионным формам групповых и массовых мероприятий (диспутам, круглым столам, конференциям, дискуссиям, вечерам вопросов и ответов, лекториям, аукционам), флэш-мобам, социально значимым проектам.

Элементы перечисленных систем могут комбинироваться с учётом потребностей субъектов воспитательного процесса. Обращаем внимание составителей рабочих программ воспитания и социализации обучающихся, что планирование мероприятий по их реализации следует осуществлять в соответствии с ежегодным планом массовых мероприятий с участием обучающихся Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики, Планом мероприятий по реализации Республиканской программы патриотического воспитания граждан Донецкой Народной Республики на 2020­2022 год и Примерным календарём образовательных событий, приуроченных к государственным праздникам, памятным датам и событиям истории и культуры Донецкой Народной Республики на 2020-2021 учебный год (приложение).

Организационное и информационное сопровождение данных мероприятий может осуществляться при участии органов ученического самоуправления, в систему деятельности которого рекомендуем включить сообщество интернет- лидеров. Актуальность данной структуры подтверждается опытом организации дистанционного процесса воспитания в образовательных организациях.

Интернет-лидеры - обучающиеся общеобразовательной организации, которые помогают другим обучающимся приобретать новые знания с помощью информационно-коммуникационных технологий. В задачи интернет-лидеров может входить содействие реализации воспитательного потенциала информационно-коммуникационных технологий:

-                     внедрение цифрового обучения в жизнь образовательной организации в целях совершенствования воспитательного процесса;

-                     налаживание результативных связей между педагогами и обучающимися в дружественной, располагающей к сотрудничеству обстановке;

-                     поддержка мероприятий, требующих их участия и помощи: родительских онлайн-собраний, веб-мероприятий с приглашёнными докладчиками, интерактивных игр, мастер-классов, заочных конкурсов, косплеев, видеомарафонов, опросов, голосований, интернет-путешествий, дней учебных презентаций, эдвайс-встреч с интересными людьми и т. д.;

-                     проведение открытых интернет-пятиминуток, во время которых обучающиеся и педагоги обмениваются идеями и делятся своими затруднениями

и потребностями в части цифровых технологий;

-                     издание интернет-журнала образовательной организации (сайта, блога, влога, страницы в социальной сети);

-                     разработка визуального электронного контента дидактических материалов по каждому направлению воспитательной работы и внеурочной деятельности;

-                     помощь в оформлении электронных портфолио обучающихся;

-                     организация социологических исследований и т. д.

По результатам проводимых интернет-лидерами исследований, целевой аудиторией которых являются обучающиеся отдельных классных коллективов, рекомендуем наметить для них тематические периоды в новом учебном году и определить, какой вид или направление совместной деятельности станет приоритетным (доминирующим) в течение каждого класса, т. е. выделить системообразующие направления работы. Тематические периоды могут закрепляться за отдельными временами года, месяцами, декадами. Также их продолжительность может устанавливаться в зависимости от содержания темы и её сложности (от одного до трёх месяцев). Тематический период представляет собой ряд дел, разнообразных по форме, способу и времени организации, объединённых одной общей темой - проблемой. Их тематика предлагается самими обучающимися. Темы периодов, которые обычно связывают с государственными праздниками, значимыми историческими событиями, со школьными датами, серьёзными социальными и молодёжными проблемами, могут быть традиционными, однако каждый год форма проведения традиционного периода может быть разной.

При организации психолого-педагогического сопровождения формирования навыков безопасности жизнедеятельности обучающихся рекомендуем руководствоваться комплексной программой безопасности для проведения классных часов в общеобразовательных организациях «Школа - территория безопасности».

Среди важных для детского и подросткового сообщества проблем остаётся актуальной проблема взаимоотношений в коллективе, в связи с чем одним из направлений деятельности социально-педагогической и психологической служб образовательной организации может стать создание службы посредничества (медиации) образовательной организации. В её задачи входит первичное изучение уровня конфликтов в коллективе, знакомство обучающихся с основными положениями теории конфликтов, расширение коммуникативных навыков обучающихся, их знаний в области социальной конфликтологии и поведения в обществе.

Развитию у обучающихся навыков активного слушания, общения, толерантности, эмпатии и взаимоподдержки способствует взаимодействие образовательной организации с родителями (законными представителями) обучающихся. Эффективными формами такого взаимодействия могут стать уроки, которые проводят учитель и родители, знакомство родителей с работой объединений дополнительного образования, семейные проекты («Счастливый выходной», «Моя родословная»), экскурсии на работу к родителям, совместные благотворительные, волонтёрские акции. Рекомендуем инициировать работу родительских интернет-сообществ, которые могут стать площадкой для родительских фотовыставок, конкурсов творческих семейных работ, семейных конкурсов видеопоздравлений и т. д.

Определяя перспективы профессионального развития педагогов, ответственных за воспитательную работу, предлагаем следующие зоны воспитательной актуализации и методической операционализации: разнообразная эмоционально окрашенная деятельность, порождающая и поддерживающая активность ребёнка; развитие ученического самоуправления и детского общественного движения; детский летний отдых и занятость детей; социально­педагогическая поддержка обучающихся, требующих особого педагогического внимания; символическая культура воспитательной организации и др.

Заседания методических объединений по воспитательной работе (2-3 в год) могут проводиться в форме понятийно-терминологических игр («Современные представления о процессе воспитания»), практических занятий («Методика составления плана воспитательной работы»), проектных мастерских («Проектирование воспитательных дел, направленных на развитие индивидуальности обучающихся»), аналитических лабораторий («Особенности личностно-ориентированного классного часа»), тренингов («Приёмы педагогической поддержки ребёнка в решении личностно значимых проблем»), конструкторского бюро («Разработка модели самоуправления в классном коллективе»), практикумов («Учимся общаться с учениками, родителями и коллегами», «Использование методик психолого-педагогической диагностики в воспитательной деятельности классного руководителя»), презентаций воспитательных систем класса, группы, образовательной организации и др.

Особое внимание в ходе методических мероприятий следует уделить формированию функциональной грамотности обучающихся (общей, бытовой, компьютерной, информационной, коммуникативной, общественно-политической грамотности и т. д.) средствами воспитательной работы и внеурочной деятельности обучающихся.

При составлении плановых документов по воспитательной работе рекомендуем воспользоваться методическим кейсом, разработанным республиканской творческой группой «Конструирование методического обеспечения реализации программ воспитания, развития и социализации обучающихся и планов внеурочной деятельности общеобразовательных организаций», который вместе со списком рекомендуемой для работы методической литературы размещён на сайте отдела воспитания и развития творческой личности ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования» и доступен по ссылке: http://donvospitaniie.ucoz.net/index/metodicheskii kejs 2020/0-96. Также при планировании воспитательной работы можно использовать интернет-ресурс Интерактивного календаря образовательных событий, приуроченных к государственным праздникам, памятным датам и событиям истории и культуры Донецкой Народной Республики (https://centrvospitanie.wixsite.com/kalendar), который продолжит работу в новом учебном году.

Благодарим педагогические коллективы образовательных организаций нашего государства за активное участие в наполнении инициированных институтом интернет-копилок методических материалов по воспитательной работе, а также в организации и проведении очных и дистанционных педагогических мероприятий. Надеемся на продолжение сотрудничества и желаем в новом учебном году профессиональных и творческих успехов!


Приложение к методическим рекомендациям по воспитательной работе и дополнительному образованию детей

Примерный календарь образовательных событий, приуроченных к государственным праздникам, памятным датам и событиям истории и культуры Донецкой Народной Республики на 2020-2021 учебный год

Месяц

День

Образовательное событие

 

1

День знаний

 

1-6

Олимпийская неделя

 

3

День солидарности в борьбе с терроризмом

 

8

День освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков

 

8

Международный день распространения грамотности

 

21

Международный день мира

Сентябрь

21

Всемирный день русского единения

21-27

Неделя Всемирной акции «Очистим планету от мусора»

 

21-27

Неделя безопасности

 

24

120-летие со дня рождения языковеда, лексикографа С. И. Ожегова

 

26

День иностранных языков

 

27

Всемирный день туризма

 

27

День работника дошкольного образования

 

30

День Интернета. Республиканский урок безопасности в сети Интернет

 

1

Международный день пожилых людей

 

1

Международный день музыки

Октябрь

2

День гражданской обороны

 

3

125-летие со дня рождения великого русского поэта С. А. Есенина

 

1-31

Международный месячник школьных библиотек

 


 

4

Всемирный день защиты животных

 

5

День учителя

 

25

День Г осударственного флага Донецкой Народной Республики

 

26

Международный день школьных библиотек

 

27

160-летие со дня рождения учёного-ботаника И. В. Мичурина

 

4

День народного единства

 

9

Международный день против фашизма, расизма и антисемитизма

 

9-15

Международная неделя науки и мира

 

10

Всемирный день науки за мир и развитие

 

10

Всемирный день молодёжи

Ноябрь

11

Международный день энергосбережения

13

Всемирный день доброты

 

15

День отказа от курения

 

16

Международный день толерантности

 

22

День словаря

 

24

290-летие со дня рождения А. В. Суворова

 

26

Всемирный день информации

 

1

Всемирный день борьбы со СПИДом

 

3

День Неизвестного Солдата

 

3

Международный день инвалидов

Декабрь

5

Международный день добровольцев

6

День георгиевской ленты

 

8

Международный день художника

 

9

День Г ероев Отечества

 

10

День прав человека

 

 

16

250-летие со дня рождения немецкого композитора Людвига ван Бетховена

 

28

Международный день кино

 

17

День детских изобретений

Январь

25

День студентов

27

Международный день без Интернета

 

27

Международный день памяти жертв Холокоста

 

14

Международный день книгодарения

Февраль

15

День памяти воинов-интернационалистов

21

Международный день родного языка

 

23

День защитника Отечества

 

1

Всемирный день гражданской обороны

 

1

Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом

 

3

Всемирный день писателя

 

8

Международный женский день

 

15

Всемирный день защиты прав потребителей

 

20

День Земли

Март

21

Всемирный день поэзии

22-28

Республиканская неделя детской и юношеской книги. Юбилейные даты: Е. А. Баратынский (220)

A.    А. Фет (200)

B.    Н. Апухтин (180)

А. П. Чехов (160)

А. И. Куприн (150)

И. А. Бунин (150)

 

 

 

А. С. Грин (140)

А. Белый (140)

А. А. Блок (140)

С. Черный (140)

Б. Л. Пастернак (130)

М. А. Булгаков (130)

А. Л. Барто (115)

О. Ф. Бергольц (110)

А. Т. Твардовский (110) Ф. А. Абрамов (100)

A.    Г. Адамов (100)

Ю. М. Нагибин (100)

Д. С. Самойлов (100)

B.    М. Песков (90)

Г. М. Цыферов (90)

И. А. Бродский (80)

22-28

Республиканская неделя музыки для детей и юношества

27

Всемирный день театра

30

Всемирный день борьбы с туберкулёзом

Апрель

1

День птиц

1

День смеха

1-7

Республиканская неделя здоровья. Международный день спорта на благо развития мира. Всемирный день здоровья

2

Международный день детской книги

11

Международный день освобождения узников фашистских концлагерей

 

 

12

60-летие полёта в космос Ю. А. Г агарина. Всемирный день авиации и космонавтики

 

12-18

Республиканская неделя культуры. Международный день культуры. Международный день памятников и исторических мест

 

26

День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих катастроф

 

28

Всемирный день охраны труда

 

29

Международный день танца

 

30

День пожарной охраны

 

1

Праздник весны и труда

 

9

День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

 

11

День Республики

 

12

День экологического образования

Май

14

День Конституции Донецкой Народной Республики

15

Международный день семей

 

18

Международный день музеев

 

21

100-летие со дня рождения А. Д. Сахарова

 

24

День славянской письменности и культуры

 

31

Всемирный день без табака

 

1

Международный день защиты детей

 

5

Всемирный день окружающей среды. День эколога

Июнь

6

День русского языка. Пушкинский день

9

Международный день друзей

 

12

День России

 

22

День памяти и скорби - день начала Великой Отечественной войны

 

 



[I] Примерные программы воспитания и социализации обучающихся и примерные планы внеурочной деятельности включены в Примерные основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Комментариев нет:

Отправить комментарий


Результаты деятельности группы в 2020-2021 учебном году

 Результаты деятельности группы: Электронный сборник «Работа классного руководителя в дистанционном режиме (из опыта работы) »:  HYPERLIN...