Семинар - практикум для классных руководителей «Формирование здоровьесберегающей компетенции в процессе воспитательной деятельности классного руководителя»(материалы семинара для скачивания размещены на гугл диске https://drive.google.com/drive/folders/1s_-qHjYxWeuFSni5Pkhkeh-3HR5alDPT?usp=sharing

 

                                                                                     
                                                        Семинар - практикум

для классных руководителей

  «Формирование здоровьесберегающей компетенции в процессе воспитательной деятельности классного руководителя»


«Забота о здоровье –это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит

их духовная жизнь,    мировоззрение, умственное

 развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» 

В.А.Сухомлинский

Актуальность

Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире. Таким образом, как никогда, актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа.

Здоровьесберегающие технологии  направлены на решение приоритетной задачи современного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса, педагогов и родителей.

 

Цель: повышения уровня профессиональной компетентности классных руководителей по формировании у учащихся навыков здорового образа жизни

 

Задачи:

v  совершенствовать формы и методы воспитания через повышение мастерства   классного руководителя;

v  формирование условий для создания условий для сохранения и укрепления здоровья  обучающихся    в образовательно-воспитательном процессе;

v сформировать кейс «Здоровьесберегающие технологии в воспитательной работе».

 

ПЛАН  ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА

 

 

№ п.п

Содержание

 

Ответственный

1.

 

Система работы классного руководителя по формированию

у учащихся навыков здорового образа жизни

 

Якименко О. Р.,

МОУ «Школа № 88 г. Донецка»

 

2.

 

«Здоровьесберегающие технологии в воспитательной работе»

 

Стариченко А.С., «Старомихайловская школа»

3.

 

Мастер-класс

«Формирование здоровьесберегающей

 компетенности младших школьников»

 

Лисовец Е.А.МОУ«Гимназия № 92 г.Донецка»,учитель- методист  

4.

 

Внеклассные мероприятия «Аспекты сна и питания» для учащихся 5-9 классов

 

Маркова Е.Г., МОУ "Школа №91 города Донецка"

5.

 

Состояние профессионального здоровья современного учителя.

Упражнения для релаксации и психологической и физической разгрузки

 

Майфат Н.П., МОУ "Школа №83 города Донецка"

6.

Размещение информации на блог «РМО классных руководителей» https://zavodovamarina2018.blogspot.com/

Подготовка итоговой информации о проведении мероприятия.

Заводова М.В.,

руководитель РМО классных руководителей

Якименко О. Р.

МОУ «Школа № 88 г. Донецка»

 

1. Система работы классного руководителя по формированию

у учащихся навыков здорового образа жизни

 

«Учитель может сделать для

здоровья школьников гораздо больше, чем врач»
Н.К. Смирнов

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Здоровье детей – главное достояние нации, критерий духовного, политического и социально – экономического развития общества. Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования стало сбережение и укрепление здоровья учащихся, выбор образовательных технологий, соответствующих возраста, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье учащихся.

Сегодня необходимо взглянуть на образовательную среду с точки зрения экологии детства, и как ее основной линии, охраны и укрепления здоровья детей. Чтобы быть здоровым, нужно владеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в общеобразовательных учреждениях, где строится здоровьесберегающий педагогический процесс.

В соответствии с законом «Об образовании » здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро.

         В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. И наша задача - научить каждого ребёнка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.

Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 50% – от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.

По современным представлениям в понятие «здоровый образ жизни», как одна из составляющих, входит организация двигательной активности. Гиподинамию (недостаток двигательной активности) называют одним из главных пороков 21 века, который коснулся не только взрослого населения, но и детей. Школьники по 5 – 6 часов проводят за партой, затем занимаются дома. «По результатам исследований психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится на «4» и «5», проводит за письменным столом дома не менее 2,5-3 часов. Родители в последние годы, всё больше времени тратят на улучшение материального благосостояния, всё чаще отдаляются от детских проблем, а потом, пытаясь загладить свою вину перед ребёнком, идут навстречу его просьбам – и в квартире появляется компьютер, за которым подросток проводит более двух-трёх часов в сутки, примерно столько же он просиживает у телевизора.

         Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире. Таким образом, как никогда, актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа.

Здоровьесберегающие технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении воспитателя не нанести ущерб здоровью обучающемуся, создание благоприятного психологического климата на мероприятиях, охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни .Здоровьесберегающие технологии  направлены на решение приоритетной задачи современного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса, педагогов и родителей.

Цель: выявление механизмов и методов внедрения здоровьесберегающих технологий, с помощью которых можно организовать физическое воспитание учащихся  таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей к физической культуре и здоровому образу жизни.

Оздоровительные задачи:

· охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

· совершенствовать функции организма, повышать его защитные свойства и устойчивость к заболеваниям;

· формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Образовательные задачи:

· формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

· создать условия для реализации потребности детей в двигательной активности;

· выявлять интересы, склонности и способности детей в двигательной деятельности и реализовать их через систему спортивно-оздоровительной работы.

Воспитательные задачи:

· воспитывать потребность в здоровом образе жизни; выработать привычки к соблюдению режима;

· расширять кругозор, уточнение представлений об окружающем мире, уважительное отношение к культуре родной страны, создать положительные основы для воспитания патриотических чувств.

· развивать физические качества, необходимые для полноценного развития личности.

Для достижения поставленной задачи необходимо:

1.Изучить состояние здоровья детей в адаптационный период

2.Создать условия для сохранения и укрепления здоровья  обучающихся    в образовательно-воспитательном процессе

3.Формировать мотивацию  к здоровому образу жизни

Основные направления воспитательной работы по решению задач.

1.Использование на уроках таких элементов, которые бы постепенно убеждали школьников к ведению здорового образа жизни (факты, аргументы, примеры, задачи).

2.Демонстрация своего отношения к здоровому образу жизни, к вредным привычкам, подчеркивание  своего мнения, но не в формальных оценках и фразах, а в искренних  высказываниях, в которых бы читалось личное убеждение.

3.Работа с родителями учащихся: инструктирование о методах родительской педагогики; привлечение к совместной подготовке, проведению и участию во внеклассных мероприятиях.

Виды деятельности классного руководителя:

·         Сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками.

·         Сотрудничество с психологической службой для изучения физического и психологического состояния учащихся и возможной коррекции здоровья учащихся.

·          Формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья.

·         Организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом.

Формы внеклассной работы:

·         спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами, спартакиады, олимпиады, марафоны;

·         предметные вечера, спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, праздники и фестивали спорта и творчества, конкурсы рисунков и плакатов, пропагандирующих здоровый образ жизни;

·         беседы, дискуссии на спортивную тематику;

·         праздничные поздравления одноклассникам – победителям спортивных состязаний;

·         обсуждение журнальных публикаций по проблеме, просмотр видео- и художественных фильмов;

·         тематические родительские собрания по проблеме;

·         индивидуальные консультации родителей.

Культура здоровья коллектива складывается: из микроклимата коллектива, комфортности каждого члена этого коллектива, взаимоотношений между учениками, всех проводимых мероприятий, роли каждого учащегося в данном мероприятии.

Я полностью согласна с высказыванием о том, что здоровье школьников – это проблема не детей, а взрослых. Эту проблему мы пытаемся решать сообща: семья – школа.

 

Список использованной литературы

1.Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные  технологии в современной школе.-М.:АПК и ПРО,2002, с.62

 2.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие  технологии и психология здоровья в школе. М.АРКТИ,2005.

4.  Шамова Т.И. Укрепление развитием здоровьесберегающей среды в школе,М.2008.


2.«Здоровьесберегающие технологии в воспитательной работе»

                 Разработала:  Стариченко А.С.

 

 

                                                                            

                                                                       

- Здравствуйте!

Я  говорю  вам  «здравствуйте», а  это  значит, что я  вам  всем  желаю здоровья. Задумывались  ли  вы  когда-нибудь  о  том, почему  в  приветствии  людей  заложено  пожелание  друг  другу  здоровья? Наверно, потому, что  здоровье  для  человека – самая  главная  ценность.

 Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние полного физического духовного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов или болезни.

 

Одного мудреца спросили:

«Что является для человека наиболее ценным

и  важным в жизни: богатство или слава?».

Подумав, мудрец ответил: «Ни

богатство, ни слава не делают человека

счастливым. Здоровый нищий счастливее

больного короля».

 

Последние десятилетия состояние здоровья  детей вызывает серьезную тревогу не только родителей, но и государственных деятелей, и специалистов различного профиля. Исследователи отмечают, что объективным показателем неблагополучия является ухудшение здоровья сегодняшних школьников по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. Негативные тенденции роста заболеваемости детей в процессе обучения повышают актуальность проблем охраны здоровья учащихся.

               «Укрепить здоровье человека в детстве, – говорил Сухомлинский, – не допустить, чтобы ребёнок вступал в юность хилым и вялым, – это значит дать ему всю полноту жизненных радостей. Без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа».

Здоровье ребенка – это оптимальный уровень достигнутого развития: физического, психологического, интеллектуального, – его соответствие хронологическому возрасту, причем, как замедление, так и ускорение развития требуют повышенного внимания не только врачей, родителей, но и педагогов.

 

ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ:

 

 

Здоровье физическое

 

Душевное здоровье

 

Здоровье социальное

 

Отсутствие болезни

Определение наличия или отсутствия хронических заболеваний

(мониторинг мед. карт).

Ежегодные профилактические медицинские осмотры.

Активность ребенка соответствует индивидуальной норме

Соответствие возрастной физиологической норме

 

Уровень адаптации соответствует физической нагрузке в школе

 

Уверенность в себе.

Умение сопереживать.

Умение соблюдать дисциплину.

Открытость общению, готовность получать знания.

Нормальный уровень способностей (учебных).

Умение общаться.

Умение сказать «нет».

Процессы возбуждение = торможение

Наблюдение

Нормальная учеба

Поведение и реакции

 

 

Умение строить продуктивные отношения в социуме (семья – школа – друзья и т.д.)

По поведенческим признакам:

- умение избежать конфликта и отстаивать собственные ценности;

- открытость;

- инициативность;

- самостоятельность;

- трудолюбие;

- самоопределение.

-Умение строить перед собой задачи и пути достижения целей.

Умение противостоять негативному давлению со стороны.

Удовлетворение базовых потребностей:

- защищенность в семье;

-материальное благополучие.

 

 

 

 

 

  С наступлением нового тысячелетия, развитием современных информационных технологий, изменением в сознании людей у педагога определился разносторонний спектр функций, главная из которых – воспитание человека в самом широком смысле слова. И если мы говорим о воспитании, то, в первую очередь, говорим о содержательной деятельности классного руководителя.

  Классный руководитель несет ответственность за целевую воспитательную работу в классном коллективе, моделирует, организует и стимулирует развитие личности учащихся. Являясь посредником между социумом и ребенком, организует систему отношений через разнообразные виды деятельности классного коллектива, создает условия для развития каждой личности, раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.

Классный руководитель является тем лицом, которое имеет возможность находить пути воспитания всесторонне развитой, здоровой, нравственно-полноценной личности, а воспитательная система класса позволяет создать такие условия, в которых возможно будет формирование личности с правильными жизненными ценностными ориентирами.

 

 

Основные направления моей работы по сохранению и укреплению здоровья школьников

  Целью моей работы является воспитание физически здоровой, психически и нравственно устойчивой, духовно богатой, социально активной, политически зрелой и ответственной личности, способной к дальнейшему самосовершенствованию.

Основными задачами в достижении данной цели являются:

-формирование осознанной потребности в здоровом образе жизни обучающихся;

-активизация социального опыта по формированию ответственного отношения к здоровью как ценности;

-формирование у учащихся ориентиров на общечеловеческие ценности, любовь к своей родине, ее народу, готовность активно участвовать в процессах государства;

-создание благоприятного воспитательного фона, способствующего осмыслению и усвоению нравственных норм, духовной культуры человечества;

-формирование коммуникативной культуры.

Реализация цели и задач обеспечивается обучающей, воспитательной, учебной деятельностью и личными желаниями каждого ученика.

Определены задачи, поставлены цели. Остается определить для себя при помощи чего можно реализовать данные задачи в практической деятельности.

В этой работе выделяю следующие направления.

1.  Изучение состояния здоровья учащихся в классе. С этой целью я изучила личные дела учащихся и на первом родительском собрании в 5 классе раздала родителям анкеты, в которых, наряду с общими вопросами, был блок вопросов, касающихся здоровья детей. Такие анкеты и личные беседы с родителями могут дать более точную картину заболеваемости в классе, а также помочь оказать при необходимости первую медицинскую помощь. При жалобах учащихся на ухудшение состояния здоровья я обязательно ставлю в известность родителей и учитываю их рекомендации. Также я ставлю в известность учителей-предметников о хронических болезнях детей.

В системе проводится плановая диспансеризация. Она позволяет выявить различные заболевания у учащихся. Я, как классный руководитель, информирую учащихся о времени проведения диспансеризации. Считаю необходимым проведение беседы о гигиенической подготовке к проведению медицинского осмотра. Также ставлю в известность родителей и прежде всего тех, дети которых имеют серьезные заболевания.

2.  Провожу работу по поддержанию санитарного состояния кабинета. Как классный руководитель, я помогаю организовать дежурство в классе и контролирую своевременность и качество уборки.

Слежу за внешним видом учащихся. Учитывая тенденции современной моды (полуоткрытые спины и животы, высокие каблуки), беседую с девочками класса, обращая их внимание на то, что такая одежда и обувь могут привести к серьезным заболеваниям .

3.  Организую работу по организации питания учащихся. Совместно с родительским комитетом в классе была выявлена группа учащихся, нуждающихся в бесплатном питании. Кроме того, я считаю необходимым знакомить ребят с принципами рационального и здорового питания (режим питания, разнообразность питания, сбалансированность питания).

4.  Провожу беседы в соответствии с планом воспитательной работы. При этом план может меняться в соответствии с внешними факторами. Так, при увеличении количества простудных заболеваний, провожу беседы о профилактике гриппа и вирусных инфекций. В начале учебного года считаю важной беседу о профилактике глазных заболеваний, правильной осанке, так как 6-7 часов в день учащиеся проводят за партой, работая с учебниками, тетрадями, мониторами. Особое значение нужно уделить беседам о профилактике травматизма в школе и вне школы, поскольку иногда травмы могут иметь очень тяжелые последствия. В течение учебного года учащиеся знакомятся с различными инструкциями и расписываются в специальном журнале.

5.  Самой важной работой классного руководителя является вовлечение учащихся в различные мероприятия по охране здоровья. Это и спортивные состязания, и подготовка диспутов и классных часов, сбор материала и оформление газет, подготовка проектов.

Тематика классных часов по ЗОЖ.

Беседы «О сбалансированном питании школьников», «Профилактика ОРЗ в домашних условиях»

Диспут: Факторы, влияющие на продолжительность жизни: рецепты

здоровья и долголетия.

Сочинение сказок о вредных привычках.

Классный час: «Рациональное питание»

Мозговой штурм «Здоровое питание»

Тренинг здорового образа жизни. Формирование навыков отказа. Сигареты и мои планы.

Ролевая игра “Как заводить друзей”.

Дискуссия «Здоровье- это…»

Конкурс плакатов «Я за здоровый образ жизни».

 

Круглый стол: « Окружающая среда и здоровье».

Классный час: «Гигиена тела и одежды»

Викторина: « Три ступени, ведущие вниз» (курение, алкоголь, наркотики)

Проф.беседа «Профилактика ГРИППА и ОРВИ»

Социальный ролик: «Я за здоровый образ жизни» (ссылка прилагается)

 Физкультминутки .

 

Формы внеклассной работы:

-спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами, спартакиады;

-встречи со старшеклассниками-победителями спортивных соревнований, родителями и семьями, активно занимающимися спортом;

-участие в районном конкурсе « Социальный ролик о здоровом образе жизни»,

-предметные вечера, спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике;

-праздники и фестивали спорта и творчества, конкурсы рисунков и плакатов, пропагандирующих здоровый образ жизни;

-тематические консилиумы и собрания, педагогические советы по вопросу применения здоровьесберегающих технологий;

-беседы, дискуссии на спортивную тематику;

-походы выходного дня, туристические походы, дни здоровья;

-интерактивные игры, индивидуальные и групповые консультации;

-праздничные поздравления одноклассникам – победителям спортивных состязаний;

-тематические родительские собрания по проблеме;

-индивидуальные консультации родителей.

 

  Не менее важным является вопрос о перегрузке детей на уроке. Как предотвратить их утомляемость? Я разработала и внедряю систему заданий различной степени сложности, меняю виды деятельности, подбираю задания развивающего характера .Поэтому мотивация к обучению у детей класса не угасает, а  остаётся высокой. Показателем этого является итоговая аттестация учащихся.

  Индивидуальные занятия, тренинги, групповые упражнения проводятся в классе по мере необходимости. Школьные страхи, неуверенность в собственных силах, присутствующие в начале пятого класса у некоторых детей, постепенно уходят. Ведь рядом понимающие взрослые, доброжелательные одноклассники.

   Воспитание ребёнка не ограничивается рамками образовательного учреждения. Важнейшую роль в развитии ребенка, укреплении его здоровья и формировании эмоционального самочувствия играет семья. В.А.Сухомлинский утверждал: «Без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания». Как никто лучше о ребенке смогут рассказать его родители. Взаимодействие и сотрудничество педагогического, ученического и родительского сообществ – важное направление функционирования воспитательной деятельности.

В работе с родителями особое внимание я уделяю взаимоотношениям ребенка в семье. Посредством встреч и бесед с членами семьи, изучением условий проживания формируется более отчетливое мнение об ученике.

Повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей реализуется через индивидуальные и тематические консультации, внеклассные мероприятия, родительские тренинги и общешкольные конференции.

Анализ работы с родителями.

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями по данному направлению включает три основных направления:

Психолого-педагогическое просвещение родителей:

родительские университеты;

конференции;

индивидуальные и тематические консультации;

родительские собрания;

тренинги.

Вовлечение родителей в воспитательный процесс:

дни творчества детей и родителей;

внеклассные мероприятия;

классные праздники;

походы выходного дня.

Участие родителей в управлении воспитательным процессом:

участие родителей в работе родительского комитета;

участие родителей в работе Управляющего совета школы.

Тематика родительских собраний и других мероприятий для родителей по проблеме формирования здорового образа жизни (с привлечением медицинских работников):  “Здоровье ребенка в руках взрослых”, “Здоровая семья: нравственные аспекты”,  “Режим труда и учебы”,  “Физическое воспитание детей в семье”,  “Алкоголизм, семья, дети”, “Пагубное влияние курения табака на здоровье человека”,  “Вредные привычки у детей”,  “Эти трудные подростки”,  “Взрослые проблемы наших детей”

   Проводимая работа не может оставаться только в теоретическом аспекте, она должна иметь результат, который отслеживается через проведение мониторинга. Анализ работы по формированию у школьников ценностного отношения к  здоровью за 2019-2020 год показал положительные тенденции по выявленным ранее проблемам:

-около 60% учащихся класса в системе занимаются спортом,  посещают различные спортивные секции, что помогает повысить общий уровень здоровья, 100% ребят утверждают, что у них нет вредных привычек;

-в классе на треть снизилось число пропусков по болезни, повысилось качество образования и показатели по устным предметам;

-среди учащихся класса есть победители и призёры школьных, районных соревнований;

-родители стали неизменными участниками различных внеклассных мероприятий в классе, и они более спокойны за своих ребят;

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе, совершенствование физического состояния учащихся через двигательную активность, полноценное питание и отдых помогает ребятам стать добрее и сильнее духом, поднимает их над своими слабостями, формирует гармонично развитую личность, что является первостепенной задачей любого педагога.

Здоровьесберегающая деятельность формирует мотивы, потребности и ценности здорового образа жизни; формирует нравственные чувства, нравственные качества и поступки, нравственное сознание; формирует духовную сущность человека; направлена на создание благоприятной здоровой социокультурной среды, в которой растёт и развивается ребёнок.

 Важнейшим направлением в работе каждого педагога должно стать формирование мотивации на здоровье, осознание социальных норм здорового образа жизни, знание «факторов риска» для здоровья.

Однако при этом необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков.

Ожидаемые конечные результаты

1. Повышение функциональных возможностей организма учащихся.

2. Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.

3. Повышение приоритета здорового образа жизни.

4. Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.

5. Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.

6. Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.

7. Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.

Заключение

До окончания школы  не так уж и далеко,  но  мои ученики мечтают  о том, кем они станут во взрослой жизни.    Каждый ребёнок  видит себя удачливым  и счастливым, здоровым и сильным  и мечтает  жить долго и счастливо. А что нужно для осуществления таких  мечтаний? Конечно же, быть здоровыми душой и телом. Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью начинается с раннего детства и это главная задача современного образования. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но мы учимся с ребятами ценить,  беречь и укреплять своё  здоровье, демонстрировать здоровый образ жизни среди сверстников. Только в этом случае можно надеяться, что будущее нашей страны и поколения будут более здоровы, развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Путь к здоровью долог. Но приятно осознавать, что анализ работы по сохранению здоровья учащихся моего класса показал, что значительно сократилось количество простудных заболеваний, не прогрессируют хронические заболевания, дети осознали, что правильный образ жизни важен для формирования здоровья, они стали более осознанно относиться к своему здоровью. В своей работе по сохранению здоровья школьников и подготовке их к здоровому образу жизни я нашла союзников не только среди детей, но и взрослых: педагогов, медицинских работников, а также родителей. Выполняя свою работу, я всегда помню слова великого русского педагога В.А.Сухомлинского: «Только союз семьи, врача, учителя сможет вырастить и воспитать здорового, сильного, умного человека!»

И в заключении просмотр видеоролика, который мы сделали вместе с детьми.

https://vk.com/video238758716_456239308


3.  ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Разработала:

Маркова Елена Геннадиевна,

практический психолог МОУ «Школа № 91 г. Донецка»

 

АСПЕКТЫ СНА И ПИТАНИЯ

 

Пояснительная записка

Предлагаемая разработка воспитательного мероприятия для школьников способствует повышению личной  ответственности  по формированию навыков  правильного питания и качественного сна как факторов способствующих активной жизнедеятельности.

Цель: раскрыть  взаимосвязь  правильного питания и продолжительности сна с активной жизнедеятельностью человека.

Задачи:

  • Образовательные:
    • сформировать устойчивые навыки безопасного, качественного питания и полноценного сна.
  • Развивающие:
    • развивать познавательный интерес при выборе продуктов питания их влияние на организм.
    •  развивать навыки соблюдения режима дня.
  • Воспитательные:
    • воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью.

Планируемые результаты: повысить уровень  личной ответственности  обучающихся при выборе продуктов питания и соблюдении режима дня.

Оборудование: ароматерапия (эфирное масло бергамота). Памятки с правилами. Буклет белые листы бумаги формата А-4.  Цветные карандаши, фломастеры, маркеры.


СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ

Духовно - эстетический этап -   5 мин.  

(Налаживание добрых,  доверительных отношений в группе).

Педагог. «Ребята! Сегодня у нас  необычное воспитательное занятие. Чтобы оно прошло успешно, давайте устроимся поудобнее  и подготовим себя, выполнив несколько упражнений.

Ароматерапия  (бергамот, апельсин)Я сейчас зажгу свечу, а вы вдыхайте ароматы бергамота, апельсина.  Ароматы действуют очищающе и восстанавливающе, укрепляя энергию и наполняя мысли спокойствием и умиротворением.

Упражнение «Настроение»

Инструктаж: участники стоят в кругу, передавая друг другу ароматический мяч, оценивают свое эмоциональное  состояние  по признакам: ключ - активность;  двери – нечто среднее между активностью и пассивностью; замок  - уход в себя, пассивность.

Упражнение «Овощи»  Инструкция: овощи могут много интересно рассказать о характере. Выберите, что вам больше нравится: - огурец или помидор;  - дыню или арбуз (приложение А)


Педагог зачитывает значения выбранного овоща.

 Обсуждение. – Какие чувства вызвало данное упражнениетановочно-мотивационный этап - 4 мин.(Осмысление поставленных задач, формирование установки на сотрудничествоТема занятия:  «АСПЕКТЫ СНА И ПИТАНИЯ »

 

Пища  и сон затем и нужны,

чтобы  поддерживать тело.

                        Тит Лукреций Кар

 

Педагог. - С первой каплей материнского молока припадает человек к источнику питания, без которого существование его  отныне становится невозможным. Чтобы жить, расти и  развиваться, нам постоянно требуется «строительный» материал -  пища, из которой наш организм получает все необходимое, а чтобы восстановить жизненную энергию – сон.

Тит Лукреций Кар, считает что пища  и сон затем и нужны, чтобы  поддерживать тело.

- Ребята, а Вы согласны с утверждением  Л. Кара, аргументируйте свой ответ?

Обсуждение.

Упражнение «Ассоциация»  Инструктаж: какие ассоциации, чувства  у Вас вызывает понятия   «еда»,  «сон».  «активность»    Обсуждение.

Педагог.   -  Ребята,  ка вы думаете, как взаимосвязаны эти понятия между собой и почему?  Обсуждение.

Объединение в группы по словам:

1. Ягоды.   2 Овощи.  3. Фрукты. 4. Орехи.

Проблемно-поисковый этап – 10 минЗадания для групп.

Группа «Ягоды».    Инструкция: изучите предложенный текс, ответьте на вопросы:  - Какие витамины и минералы содержат ягоды и как они влияют на организм человека.

Ягоды – это нераскрывающиеся многосемянные плоды, семена которых наполняют сочную мякоть. В них содержатся биологически активные вещества, обладающие общеукрепляющими свойствами и придающие ягодам высокую пищевую ценность.  Все ягоды без исключения, несмотря на цвет и форму, приносят людям много здоровья, так как в их состав входит кладезь витаминов и минералов. С их помощью можно «надавить» на иммунную систему, и предотвратить развитие такого страшного заболевания, как рак. Главными ягодами в борьбе с этим недугом является черника и земляника, которые также снижают риск появления инфаркта более чем на 30%.Природные красители красных и синих ягод укрепляют иммунитет, ухаживают за кожей и восстанавливают суставы. Полезные элементы собирают свободные радикалы, образующиеся под силой излучения и метаболических функций организма. Они «атакуют» клетки человека, предотвращая возрастные процессы и заболевания внутренних органов.

Витамины содержащиеся в ягодах: А, B1, В2, В3, В6, В9, С, Е, K .  Минералы: калий, кальций, хлор, фосфор, сера,  магний, натрий, железо, марганец, цинк, медь.

Презентуйте работу.

Группа «Овощи

Инструкция: изучите предложенный текс, ответьте на вопросы:  - Какие витамины и минералы содержат овощи и как они влияют на организм человека.

Овощи – это кладезь витаминов и минералов. В них содержаться: ретинол; витамины группы В; аскорбиновая кислота; токоферол; витамин РР; витамин К; медь;  цинк; фосфор; магний; железо; натрий; калий; кальций; марганец.  Дефицит витаминов приводит к ухудшению состояния волос, ногтей, кожи, общего самочувствия, переменам настроения. Но самое главное, нехватка этих элементов приводит к развитию различных заболеваний и снижению иммунитета.Минералы и витамины, содержащиеся в овощах, усваиваются организмом на все 100%. Они самые лучшие источники этих веществ. Но  при термической обработке большая часть витаминов и минералов разрушаются и  не «доходят» до нашего организма. Именно по этой причине рекомендуется употреблять овощи в сыром виде, а не в вареном или тушеном.Употребляя  овощи ежедневно, вы обеспечиваете свой организм всеми витаминами и минералами, Обсуждение.

Группа «Фрукты» Инструкция: изучите предложенный текс, ответьте на вопросы:  - Какие витамины и минералы содержат  фрукты и как они влияют на организм человека.

Витамины: А, B1, В2, В3, В5, В6, В9, С, Е.  Минералы: калий,  магний, сера, кальций, фосфор, хлор, натрий, железо, цинк, фтор.

Много полезных веществ содержится в яблоках, персиках, киви, апельсинах и арбузах, они богаты витамином В и А, который оказывает влияние на образование гормонов, улучшающих зрение и рост волос. Данный элемент способствует укреплению костной ткани и зубов, предотвращая их хрупкость и сухость кожи. Также при употреблении данных плодов в составе имеется большое количество других витаминов и минеральных веществ.

В ананасах, грейпфрутах, манго, лимонах, грушах и бананах содержится больше витамина В1, который отвечает за обменные процессы организма. Насыщая организм данным элементом при помощи употребления фруктов, улучшается нервная, сердечно-сосудистая и мышечная системы. Также эти плоды предотвращают развитие заболевания «бери-бери» (авитаминоза витамина В1), при котором наблюдается нарушение процессов жирового и углеводного обмена.

Обсуждение.

Группа «Орехи» 

Инструкция: изучите предложенный текс, ответьте на вопросы:  - Какие витамины и минералы содержат орехи и как они влияют на организм человека.

Орехи являются незаменимым продуктом питания, который на протяжении длительного времени сохраняет вкусовые и питательные качества. Все виды данного продукта являются энергетиками, чрезмерное употребление которых влечет за собой перевозбуждение, головную боль и бессонницу.Человек на протяжении всего своего существования питался орехами, почитая и уважая их. Гиппократ считал, что с их можно избавиться от заболеваний желудка, печени и почек. Для европейцев данный продукт считался «пищей богатырей», так как в нем содержатся легко усваиваемые белки, углеводы, витамины, минералы и «правильные» жиры.

Сложные белки, входящие в состав орехов, отвечают за построение тканей и являются замечательным аналогом «мясных» белков. Данные вещества представлены в более легкой форме, что способствует быстрому всасыванию в организм. Доказано, что в орехах железа содержится больше, чем в мясе. Соответственно при помощи данного продукта можно не только предотвратить анемию, но и вылечить данное заболевание.Регулярное употребление плодов орехоплодных растений позволяет снизить риски возникновения старческого слабоумия и инфаркта. Они питают мозг и защищают нервные клетки от разрушения и преждевременного старения. Считается, что именно поэтому правители Древнего Вавилона запрещали простолюдинам употреблять данный продукт в пищу, хоть в те времена их нехватки не наблюдалось. Власть боялась, что при помощи данного продукта народ станет сообразительнее и умнее, и станет повышать свои требования к уровню жизни.Витамин Е, входящий в состав данного продукта, предотвращает риск образования бляшек в сосудах, сохраняя их эластичность и прочность. Медь регулирует кроветворение, нормализуя деятельность головного мозга. Витамин А отвечает за развитие и рост организма, а токоферол оказывает неплохую стимуляцию для мышечных тканей человека.

Витамины: A, B1,B2,  B3, B5, B6, B7, B9, B12, C, D,  E., K

Минералы: кальций, фосфор, магний, калий, натрий,  хлориды, железо, цинк, йод, медь, марганец, селен, хром, молибден, фтор.

Обсуждение.

Задание для всех групп.  Сон  и  жизнедеятельность человека.

Инструкция: изучите предложенный текс, ответьте на вопросы:

 - Назовите и охарактеризуйте  три основных хронотипа человека?

 – К каким последствиям приводит недосыпание?

– Перечислите установленные учеными часы отдыха для различных возрастных группа?

– Нужно ли человеку строго придерживаться режима дня? Аргументируйте ответы.

Недосыпание и длительный сон делают человека вялым и ленивым. Существует несколько видов хронотипов.  Хронотип (время) - индивидуальные особенности суточных ритмов организма человека и других животных.  Существует  три основных хронотипа человека: ранний (утренний, «жаворонки»), промежуточный (нормальный, «голуби») и поздний (вечерний, «совы»).  «Жаворонки» - пробуждение в 4-6 часов утра, засыпание в 20-22 часа. Особенности поведения -  самостоятельное и легкое пробуждение ранним утром, плохое приспособление  к изменению распорядка дня. «Голуби» – пробуждение в 6-8 часов, засыпание в 22-24 часа. Характеризуются высокой активностью и быстрой приспосабливаемостью к общественным условиям.  «Совы» поздно просыпаются в 8-10 часов, засыпают после 24 часов, наилучшая адаптация для работы в вечернюю и ночную смену, плохая приспособляемость к жизни в социальной среде. Исследования в разных странах показали, что дети и подростки с позднимхронотипом в большей степени предрасположены к депрессии, противоправному поведению, агрессии. Также показано, что школьники и студенты, относящиеся к позднемухронотипу, учатся хуже, чем их сверстники с промежуточным и ранним хронотипом. Причина низкой успеваемости «сов» заключается в неспособности синхронизировать работу своих биологических часов с социальными ритмами. Недосыпание приводит к перееданию и как результат ожирение.

Ученые установили следующие часы отдыха для различных возрастных группа: 0-3 месяца 14-17 часов;  4-11 месяцев 12-15  часов; 1-2 года 11-14;  3-5 лет 10-13:  6-13 лет  9-11; 14-17 лет  8-10;  18-25 - 7-9 часов;  26-64  - 7-9 часов.  Старше 65 лет 7-8 часов.

Таким образом, сон  обеспечивает отдых организму; способствует переработке и хранению информации,  восстанавливает иммунитет.

Оценочно – содержательный этап - 10 мин.(Развитие нормативно – регулирующей деятельности). 

Упражнение «Пословицы. Для всех групп. Инструктаж: прочитайте предложенные пословицы, подберите одну или две,  раскрывающую тему нашего занятия.

ПОСЛОВИЦЫ О ЕДЕ И СНЕ

- Не поешь толком - будешь волком.

- Всякому нужен и обед и ужин.

- Здоровье близко: ищи его в миске.

- Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.

- Много спать - мало жить: что проспано, то прожито.

- Сон лучше всякого лекарства.

- Какая еда, такая и ходьба.

- Поспал, словно в отпуске побывал.

- Кто не спит, тот и нервный.

- Сон лучше всякого богатства.

- Силен слон, да посильнее его сон.

- Мельница сильна водой, а человек едой.

Адаптационно – преобразующий этап – 5 мин.

- Самая важная мысль занятия?

– Что больше всего запомнилось?

- Какие открытия сегодня на занятии  для себя вы сделали? Обсуждение.

Духовно – эстетический этап – 10 мин.

Упражнение «Настроение».  Участники стоят в кругу.

В начале  занятия вы поставили оценку своему настроению, эмоциям.передавая друг другу ароматический мяч, оцените свое эмоциональное  состояние  по признакам: ключ - активность;  двери – нечто среднее между активностью и пассивностью; замок  - уход в себя, пассивность.

Изменилось ли оно у вас? Оцените свое настроение. Обсуждение.

Педагог. Ребята помните всегда, что есть и спать нужно столько, чтобы наши силы этим восстанавливались, а не подавлялись.

Подарочный буклет всем участникам «Аспекты сна и питания»

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Большой психологический словарь.- 4-е., изд..расширенное / Сост. И общ. Ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко.- М.: АСТ Москва; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009.-811 с.

2.  Экология человека.  Питание. [Электронный ресурс].  Режим доступа:     https://human_ecology.academic.ru/1652/Питание (дата обращения 01.11.19)

3. Кабков М. В., Полянина А. Ю.  История диетологии. Основные понятия. - “Научная книга”.

[Электронный ресурс].  Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5810174/ (дата обращения 02.11.19).

 4.    Химия и Жизнь - Часовые пояса с точки зрения хронобиологии. [Электронный ресурс].  Режим доступа: www.hij.ru  (дата обращения 03.11.19).


4. Здоровье учителя

Подготовила:

Майфат Н.П.,

 учитель 1 категории

 

Состояние профессионального здоровья современного учителя вызывает тревогу. Однако оно запрограммировано самим образом его школьной жизни:

1.     Отсутствие правильного режима дня.

2.     Отсутствие достаточной физической активности.

3.     Психоэмоциональные перегрузки.

4.     Перегрузки речевого аппарата.

5.     Нагрузка на одни и те же центры коры головного мозга, с возникновением застойных очагов возбуждения и неравномерностью кровоснабжения мозга.

6.     Отсутствие контролирующей здоровье учителей службы

Но ведь нельзя просто сложить руки и ждать, когда что-то изменится в укладе жизни учителей. Поэтому мы обязаны   помочь своему здоровью сами. Стать себе контролирующим органом своего же здоровья. Научиться переключаться в своей деятельности. И позволить себе больше двигаться, отдыхать, «перезагружаться».

Как же это сделать? Задав себе такой вопрос, я решила подобрать возможные упражнения, советы, методики для укрепления здоровья учителя вопреки нехватке свободного времени,сил и энергии.Вот что из этого получилось.

Советы по сохранению здоровья учителя.

1. Старайтесь планировать. К стрессу может привести простейшая дезорганизация. Наличие огромного количества одновременных планов может приводить к путанице, забывчивости, ощущению, того, что у вас остаётся масса неоконченных проектов. Учитесь определять краткосрочные и долгосрочные цели.

2. Принимайте и признавайте несовершенства и ограничения. Многие из нас ставят перед собой недостижимые и завышенные цели, а потом долго и сильно расстраиваются, не реализовав их. Человек не может быть совершенным, потому часто в подобных случаях чувствует себя несостоятельным.

3. Позволяйте себе расслабиться, заняться интересным делом. Порой просто необходимо убежать от обыденных жизненных проблем и развлечься. Найдите себе занятие по душе, приятное и увлекательное для вас. Стремитесь разделять профессиональную деятельность и частную жизнь.

4. Будьте положительной личностью. Старайтесь сосредотачиваться на положительных качествах окружающих. Хвалите других людей за те вещи и качества, которые Вам в них нравятся. Избегайте конфликтов и критики в адрес окружающих. Овладейте техникой позитивного мышления.

5. Избегайте ненужной конкуренции. Стремление к победе и безупречному выигрышу в слишком многих областях жизни вызывает напряжённость, тревожность, агрессивность и другие негативные проявления.

6. Рассказывайте о своих неприятностях и трудностях. Выберите себе друга, консультанта, священника или других людей, с которыми вы можете поделиться наболевшим, «выговориться».

7. Учитесь прощать. Нетерпимость к другим людям приводит к гневу, неприязни, фрустрации. Развивайте в себе эмпатийные качества. Ведь это поможет Вам жить в ладу с самим собой, поможет понять, что на самом деле чувствуют другие люди.

8. Используйте естественные способы саморегуляции: длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка.

9. Учитесь давать себе самоприказы. Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!»

10. Стремитесь к саморазвитию как в профессиональном, так и личностном плане. Ведь непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации и психолого-педагогической компетентности будет способствовать стабильности личностной и профессиональной самооценки.

 

Упражнения для релаксации и психологической и физической разгрузки.

 

 «Кнопки мозга». Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите, сдавите изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и груди. Теперь втяните живот и потянитесь вверх. Как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10-15 с и стало жарко. Повторить 3 р.

«Для шеи». Сложите руки в замок, обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Потяните голову к локтям. Не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. Тяните ровно - так, чтобы было приятно, 10-15с

«Ленивая восьмерка». Вытянуть вперед руку, сжатую в кулак и с поднятым вверх большим пальцем. Затем начать медленно описывать в воздухе большой знак бесконечности. Повторить это упражнение по 4 раза каждой рукой, потом - сцепив обе руки. На последнем этапе необходимо включить все тело, описывая эту восьмерку уже всем корпусом. Упражнение не только «заряжает мозги» - это отличное коррекционное упражнение после работы на компьютере.

 

Учителям приходится много говорить, поэтому необходимо тренировать голосовые связки и дыхание. Эта зарядка для тех, кто решил вернуть себя в рабочее состояние, стать инициатором и творцом, уравновешенным, жизнерадостным человеком, полным идей и вдохновения.  

 «Перекаты головы». После выполнения этого упражнения голос начинает звучать гораздо громче. Наклоните голову вперед и медленно перекатывайте ее от одного плеча к другому. Наклоните голову назад и снова делайте перекаты

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. 1)И.П. - Руки согнуты перед грудью ладонями вперед. 1 - кисти сжать в кулак, вдох; 2 - и.п., выдох. 2)И.П. - Руки сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса. 1 - с силой выпрямить руки, вдох. 2 - и.п, выдох. 3)И.П. - Руки внизу. 1 - наклон вперед, вдох.  2 - разогнуться, сгибая руки в локтевых суставах, выдох.

   

     «Массаж рук» На руках имеются точки и рефлексогенные зоны. Нервные окончания пальцев рук и всей ладони широко связаны с корой больших полушарий. На руках находится много точек и зон, обладающих успокаивающим и тонизирующим действием. Массаж рук укрепляет нервную систему: касание или легкое безостановочное поглаживание, надавливание с использованием тяжести пальцев, глубокое надавливание, при котором на коже в области точки отмечается более или менее глубокая ямка. Плавное медленное и продолжительное надавливание действуют успокаивающе, а резкое, сильное и короткое - возбуждающе. Длительность воздействия - 0,5 -1 минута.

Упражнения для расслабления «Белое облако». Закройте глаза и представьте, что вы лежите на спине в траве. Теплый летний день. Вы смотрите в чистое голубое небо, оно такое необыкновенное. Вы наслаждаетесь им. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы в ладу с самим собой. Облачко очень медленно подплывает к вам. Вы наслаждаетесь красотой великолепного голубого неба и маленького белого облачка. Оно как раз сейчас над вами. Представьте себе, что вы медленно встаете. Вы поднимаетесь к маленькому белому облачку. Вы парите все выше и выше. Наконец, вы достигли маленького белого облачка и ступаете на него. Вы сами становитесь маленьким белым облачком. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко-высоко в небе.

«Когда вы рассеяны». Разотрите уши - вначале только мочки, а потом все ухо целиком: вверх вниз, вперед, назад, поцокайте языком 15-20 с.

 Упражнение подготовит к напряженной работе.  

 «Улыбка». Посидите несколько минут с закрытыми глазами, стараясь ни о чем не думать. При этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. Если вам удастся удержать ее 10-15 минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче. Улыбаясь, мы видоизменяем тонус мышц всего лица, а это в свою очередь изменяет ход мыслей и эмоций, направляя их в нужное русло.  

Если вы в цейтноте:

 Измените заведенный порядокЧитайте альтернативную литературу. Ложитесь раньше (или позже). Ходите немного быстрее (или медленнее). Причешите волосы на другой пробор.  Попробуйте производить привычные действия - открыть кран или отвинтить крышечку тюбика с зубной пастой - с помощью левой руки (если вы левша - то правой). Принимайте душ с закрытыми глазами, регулируйте напор воды и температуру вслепую. В процессе этих упражнений руки получат и передадут мозгу необычные ощущения.

   Оставайтесь веселым. Когда вы шутите, вы даете своему уму свободу рассмотреть необычные возможности. Радость помогает заглушить внутреннее суждение, которое оценивает идеи как нелепые. В творческой работе веселое расположение духа и служит здравому смыслу.  

     

Дыхательные и артикуляционные упражнения, которые можно делать с детьми на уроках и самому лишний раз позаботится о своём здоровье.

Упражнения для губ и щёк.

С использованием стихотворений.

Лягушка.

Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.
Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.
Потянули - перестали. И нисколько не устали!

Слон.

Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.

Подражаю я слону -
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.

Лягушка-слон.

Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

Без стихотворений.

Рыбка.

Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Поправились – похудели.

 «Поправились» - ровно надули обе щеки, подержали до 5 секунд.

 «Похудели» - втянули щёки в рот между боковыми коренными зубами.

Полощем рот.

- рот закрыт, губы сомкнуты, имитируем полоскание зубов водой;     

- одинаково в обе щеки, поочерёдно надувая то левую, то правую щёку: надуваем воздух под верхнюю и нижнюю губу.

Гармошка - лю-ли…

      «Лю» - губы втянуты трубочкой, кончик языка, коснувшись альвеол, опускается в серединное положение, кулачки сжаты, приклеены один к другому.

      «Ли» - губы на улыбке, между верхними и нижними резцами широкая щель. Широкий язык лежит на дне рта, кончиком крепко упирается в нижние зубы. .

Позови голубей. - гу-ли…

      «Гу» - повторяем положение губ на «у»- «позови уток», язык задней верхней частью приподнимается к мягкому нёбу и отталкивается от него.

      «Ли» - как «ли» в «гармошке»

Упражнения для языка.

Статические.

Лопаточка.

Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.
И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять...

Иголочка.

Цель. Научить делать язык узким и удерживать его в таком положении.

Описание. Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5 - 10.

Обратите внимание. Язык не лежит на губе, а выдвигается вперёд.

Язычок вперёд тяну, подойдёшь и уколю.
И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять...

Лопаточка-иголочка.

Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.
Язык иголочкой потом и потянем остриём.

Горка.

Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.

Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.
Скатываются зубки с горочки.

 

Грибок.

Цель. Отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удержать в таком положении 5 - 10 секунд.

 

Динамические.

Качели.

Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!

На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

Часики.

Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.

Маляр.

Цель. Укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд - назад.

Обратите внимание:

 1. Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык.

2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта. 

Лошадка.

Цель. Отработать подъём языка, подготовить его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка.

Обратите внимание:

 1. Упражнение сначала выполнить в медленном темпе, а затем убыстряется.

2. Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.

Вкусное варенье.

Цель. Отработать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мускулатуру языка.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз.

Обратите внимание:

1. Нужно следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

2. Язык широкий, в форме чашечки.

Покусаем язык.

Цель. Добиться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Выполняется в нескольких вариантах: покусывать кончик языка, середину языка, покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд - назад.

Обратите внимание:

 1. Не подворачивать нижнюю губу внутрь, на нижние зубы.

2. Язык широкий, губы растянуты в улыбке. 

Чистим зубы снаружи.

Цель. Отработать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.

Обратите внимание:

1. Язык двигается из стороны в сторону, стараясь «почистить» весь верхний, а затем нижний ряд зубов.

2. Губы неподвижны.

 

Дыхательные упражнения

Задуйте свечу.

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.

Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Побрызгайте бельё  водой. 

(в один прием, три, пять)

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

В цветочном магазине.

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте  шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).

Выдох со счетом.

Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

Использование скороговорки (хором):

Как на горке, на пригорке

Стоят 33 Егорки

(глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка ...

(и т.д. до полного выдоха).

Медвежата.

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы-медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, четко произнося [м].

Мам, меду б нам,

Мам, молока бы нам.

В лифте.

Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.

Ручка в зубах.

Напишите в воздухе молча свое имя.

Произнесите свое имя, зажав ручку зубами и губами.

Я предлагаю также упражнения для снятия напряжения голосовых связок, которые можно использовать на уроке после длительного чтения больших текстов. Это не только снимает усталость, но и организует ребят на дальнейшую работу.

Если голос  устал.

Шумный выдох.

Внутренний зевок.

Великан (изобрази, что ты проглотил семь домов, слонов и пр.).

 

Выполняйте физминутки с ребятами, занимайтесь физической культурой на уроках вместе с вашими учениками, будьте активными участниками динамических перемен. Устройте прогулку с детьми и дышите свежим воздухом с ними вместе. Используйте любую возможность движения в течении дня. Помните! Ваше здоровье в ваших руках! Будьте здоровы!

 






Ссылка на материалы:

https://drive.google.com/drive/folders/1s_-qHjYxWeuFSni5Pkhkeh-3HR5alDPT?usp=sharing



















































































































































































 

 


5 комментариев:

  1. Спасибо огромное за предоставленные материалы. Много интересного, познавательного.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за предоставленный материал.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, полезная и интересная информация.
    Андреева Т.В. МОУ №80

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за интересный и познавательный материал.
    МОУ "Школа №112 города Донецка"

    ОтветитьУдалить
  5. Очень полезная и интересная информация.Спасибо всем организаторам за предоставленный материал. Меркулова Н.И. МОУ"Школа№83 города Донецка"

    ОтветитьУдалить


Результаты деятельности группы в 2020-2021 учебном году

 Результаты деятельности группы: Электронный сборник «Работа классного руководителя в дистанционном режиме (из опыта работы) »:  HYPERLIN...